Профориентационная работаМнение многих родителей ошибочно в том, что свою будущую профессию следует выбирать, будучи старшеклассником. Специалисты советуют над этим вопросом задуматься намного раньше.
Сегодня существует выбор клубов, центров, готовых предложить специально подготовленные программы, главной целью которых, выступает профориентация школьников. Индивидуально проводимые занятия, помогут ребенку понять, кем он хочет стать, его наибольшие способности, внутренняя склонность к определённому предмету (математика, биология, литература и др.) или к видам искусства. Что будет способствовать успешному выбору своей профессиональной деятельности в будущем.
Профориентация подростков проводится с учениками, начиная с 7 по 11 классы, в этой программе, предусмотрена работа по выявлению его наклонностей, интересов, в результате которой подростку будет намного легче определиться с высшим учебным заведением.
Профориентация в школе проходит при работе психолога с детьми. Как правило, они внештатные работники и приглашены со стороны. Поэтому психолог проводит работу не на постоянной основе, хотя это должно выступать стержнем образовательного процесса, который должен объединить работу со школьниками, с учителями и с родителями.
Профориентация младших школьников осуществляется как дополнительные занятия в некоторых специализированных центрах. Главной задачей, которых, для ребенка – это поверить в самого себя и в свои силы. Индивидуальные занятия или групповые дискуссии, обычно проходят с использованием различных увлекательных энциклопедий, развивающих игр, что помогает узнать, какие знания, и в какой сфере, больше всего интересны для ребенка, математика, астрономия, спорт или музыка.
Профориентация это комплекс мер, направленный на оказание помощи молодёжи в выборе своей будущей профессии.
Профориентация учащихся важна и обязательна. В этом заинтересованы родители, которые хотят видеть, в недалеком будущем, своего ребенка успешным, состоявшимся человеком, со стороны работодателя – это не менее важно, нанимая на работу сотрудника, он желает всегда видеть образованного специалиста.
Профориентация в начальной школе все – таки должна найти свое определенное место и проводится среди учеников младших классов. Ведь именно это станет началом к правильному выбору своей успешной профессиональной деятельности. Профориентация для школьников – это ориентир на престижную и интересную работу в будущем, и еще способность повлиять на настоящий учебный процесс. Особенно это важно для подростков, которым учебные мотивации становятся неактуальны, и их довольно быстро замещает соблазн вредных привычек и криминальных компаний.
Профориентация тестирование комплексное, возможно пройти на любом специализированном сайте в режиме онлайн. Для школьников и студентов - это возможность узнать, к какой профессии они испытывают большую склонность.
Нормативно-правовое обеспечение работы по профориентации в образовательной организации
Международные обязательства России
В настоящее время нашей страной подписан, а в ряде случаев и ратифицирован ряд международных правовых актов, в которых определяются вопросы профессиональной ориентации.
К их числу относятся:
- Европейская социальная хартия (подписана РФ 14. 09. 2000, но не ратифицирована)
- Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.) Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов «(Женева 23.06.1975 г.)
- Конвенция о правах ребенка
Федеральные законы Российской Федерации
- Конституция РФ – (Гл. 2)
- Поручение Президента РФ от 19.-3.2011г № ПР.-634
- Поручение Правительства РФ от 26 июля 2011 № АЖ-П8-5284
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения ОС
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"
- Трудовой кодекс РФ
- Закон "О занятости населения в РФ"
Закон об образоваии (2013 г.) Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
... 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы - стратегической целью государственной молодежной политики является "создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны".
Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")." Подпрограмма "Общее образование":
- формирование «инновационного поколения города Москвы» - плеяды молодых людей, мотивированно, интеллектуально и психологически подготовленных к работе в инновационном секторе города Москвы;
- формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей, культурной идентичности, коммуникативной компетенции, способностей к ответственному самоопределению;
Закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19.04.1991 № 1032-1 Закон РФ
- Определяет профориентацию как часть государственной политики содействия занятости в части касающейся обеспечения гарантий в реализации права на труд, но не как часть социальной политики государства.
- Определяет, что центральным звеном политики в области профориентации является служба занятости.
- Определяет место получения профориентационных услуг гражданами, а именно «в органах службы занятости».
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
«Концепция действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы.» (Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 1193-р) которая указывает:
- Профессиональная ориентация актуальна и является частью государственной политики.
- Профориентация является частью государственной политики в области регулирования рынка труда.
- Профориентационная работа с молодежью проводится на основе целевых программ профессиональной ориентации разрабатываемых субъектами Российской Федерации.
Концепция определяет ключевые методы профориентационной работы, к числу которых относятся:
- организация в 2008 — 2010 годах информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;
- взаимовыгодное сотрудничеств государства и бизнеса по привлечению молодежи в учреждения начального профессионального образования;
- разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профессиональной ориентации молодежи.
Нормативные акты министерств и ведомств
- «Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации». Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47.
- «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1.
- «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда». Приказ Минобразования России и Минтрудсоцразвития России от 04.10.1998 г. № 462/175.
«Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» Приказ Минобразования России от 22.10.99 № 636.
- «О взаимодействии Минобразования России, Минтруда России и их территориальных (региональных) органов управления образованием, трудом и занятостью в области подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с требованиями рыночной экономики». Решение коллегии Минтруда России и Минобразования России от 28.03.2000 г. от 28.03.2000 № 7/1—3
- «О ходе реализации Договора о сотрудничестве между Минобразования России и Минтрудом России на 2000—2005 годы по развитию системы непрерывного профессионального образования».
- Решение коллегии Минтруда России и Минобразования России19.11.2003 № 7/18 «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения» (Приказ Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2007 г. № 680 «Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации» (Приказ Минздравсоцразвития России от «13» июня 2007 г. № 415)
- «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.» (Приказ Минздравсоцразвития России от «28» июня 2007 г. № 449)
Документы
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе
Положение о реализации профориентационного минимума в МБОУ СОШ4 с.Ножай-Юрт
Приказ о введении и реализации Единой модели профессиональной ориентации -профориентационный минимум в 2023-2024 учебном году
План профориентационной работы МБОУ "СОШ4 с.Ножай-Юрт" на 2023-2024 учебный год
|